Единая информационная система уже введена в действие. Одно из главных и обоснованных требований жильцов многоквартирных домов к управляющим компаниям – прозрачность начислений и выполненных работ, предоставленных услуг.
С 1 июля 2016 года во всех регионах России и в Московской области в том числе введена в действие государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ), и все поставщики информации обязаны размещать в ней данные в соответствии с требованиями законодательства.
Но пока мало кто из рядовых потребителей коммунальных и жилищных услуг знает, какие же возможности открывает ГИС ЖКХ перед ними. А ведь по сути, ГИС ЖКХ должна произвести революцию в коммунально-жилищной сфере. На подгонку недоработок системы правительство отвело полгода. То есть с 1 января 2017 года ГИС ЖКХ должна работать уже на все 100% своих возможностей, ведь каждый многоквартирный дом в стране будет иметь свой электронный техпаспорт по 38 видам информации.
Что же такое ГИС ЖКХ? Это единая федеральная централизованная информационная система, обеспечивающая сбор, обработку, хранение, предоставление, размещение и использование информации о жилищном фонде, стоимости и перечне услуг по управлению общим имуществом в многоквартирных домах, работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлении коммунальных услуг и поставках ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по указанной плате, об объектах коммунальной и инженерной инфраструктур, а также иной информации, связанной с жилищно-коммунальным хозяйством. Кроме того, информационная система позволит проводить собрания жильцов, голосования, заключать электронные договоры на оказание коммунальных услуг и на управление домами, формировать обращения в управляющие организации и в госорганы. В ГИС ЖКХ граждане смогут в электронной форме направлять организациям показания по приборам учета, направлять официальные обращения не только в органы власти, но и в управляющие и ресурсоснабжающие организации. При этом сроки ответов на такие обращения будут фиксироваться и станут доступны для контролирующих органов. Также можно будет вести форум по своему дому, где соседи смогут обмениваться предложениями по решению текущих вопросов и просто общаться.
Разработчики проекта рассчитывают, что мотивацией для качественного выполнения своих обязанностей по размещению информации в ГИС ЖКХ станут конкуренция участников рынка ЖКХ, административная ответственность, общественный контроль.
Работа управляющих организаций станет прозрачной, и собственники жилья смогут ее оценивать в системе, выстраивая рейтинги. Фактически при выборе на общем собрании дома УК, они смогут исходить не только из стоимости услуг УК, но и из информации о качестве ее работы. У каждого заинтересованного гражданина появится возможность осуществлять общественный контроль не выходя из дома. Достаточно просто зайти на портал ГИС ЖКХ и увидеть всю необходимую информацию. Уже сейчас граждане вправе требовать от своей обслуживающей организации занесения информации о лицевых счетах в ГИС ЖКХ, и чем раньше УК или ТСЖ её разместят, тем быстрее станет доступна функция оплаты через портал. Комиссия за проведение платежей зависит от условий договоров, которые заключила УК или ресурсоснабжающая организация.
Вся информация на ГИС ЖКХ является официальной и юридически значимой. В системе будет и вся информация о начислениях за капремонт. Доступ к информации бесплатный.
Для нарушителей с 1 января 2017 года предусмотрена административная ответственность за неисполнение сроков или размещение информации не в полном объеме — штраф от 30 до 200 тыс. руб., дисквалификация должностных лиц на срок от 1 до 3 лет.