БЕЗОПАСНОСТЬ И ОХРАНА ПРАВОПРЯДКА
Порядок административного задержания лица, находящегося в состоянии опьянения, приведен в соответствие с Конституцией РФ
Федеральный закон от 29.12.2017 № 456-ФЗ «О внесении изменения в статью 27.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»
Постановлением Конституционного Суда РФ от 17 ноября 2016 г. № 25-П положение части 4 статьи 27.5 КоАП РФ, согласно которому срок административного задержания лица, находящегося в состоянии опьянения, исчисляется со времени его вытрезвления, признано не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования производства по делам об административных правонарушениях, влекущих в качестве одной из мер административного наказания административный арест, оно допускает ограничение свободы такого лица до судебного решения на срок более 48 часов.
Как следует из указанного постановления, в отношении лица, находящегося в состоянии опьянения, составление протокола об административном правонарушении, равно как и иные совершаемые в рамках производства по делу об административном правонарушении действия, должно быть отложено до его вытрезвления, поскольку в противном случае не будут соблюдены условия, позволяющие ему надлежащим образом, своевременно и полно уяснить мотивы (причины) административного задержания, а также характер и объем предъявляемых претензий в нарушении действующего законодательства, без чего немыслима эффективная реализация права на защиту от административно-деликтного преследования.
На обеспечение этих условий направлена часть 4 статьи 27.5 КоАП РФ, закрепляющая правило об исчислении срока административного задержания лица, находящегося в состоянии опьянения, со времени его вытрезвления, подразумевающее, что соответствующие процессуальные действия в рамках производства по делу об административном правонарушении (опрос нарушителя, составление протокола об административном правонарушении и т.п.) в отношении такого лица могут осуществляться только после его вытрезвления.
В соответствии с частью 2 статьи 22 Конституции РФ до судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.
В этой связи настоящим Федеральным законом установлено, что общий срок времени вытрезвления лица, находящегося в состоянии опьянения, с момента его доставления в соответствии со статьей 27.2 КоАП РФ и административного задержания такого лица на основании частей 2 или 3 статьи 27.5 КоАП РФ не может превышать 48 часов.
Ужесточена ответственность за оказание содействия незаконно находящимся на территории РФ иностранным гражданам и лицам без гражданства
Установлено, что предоставление жилого помещения или транспортного средства либо оказание иных услуг иностранному гражданину или лицу без гражданства, находящимся в Российской Федерации с нарушением установленного порядка или правил транзитного проезда через ее территорию, повлечет за собой наложение административного штрафа: на граждан - в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Усилены меры по обеспечению безопасности полётов
Федеральный закон от 05.12.2017 г. № 376-ФЗ «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации».
Федеральным законом устанавливается право перевозчика или лица, уполномоченного перевозчиком на заключение договора воздушной перевозки пассажира, отказать в заключении такого договора пассажиру, если он внесён данным перевозчиком в реестр лиц, воздушная перевозка которых ограничена.
Решение о внесении пассажира в названный реестр принимается руководителем или исполняющим обязанности руководителя перевозчика на основании вступившего в законную силу постановления суда по административному либо уголовному делу. Указанное решение может быть обжаловано пассажиром в судебном порядке.
Федеральным законом закрепляется обязанность перевозчика исключить пассажира из реестра лиц, воздушная перевозка которых ограничена, по истечении одного года с даты вступления в законную силу соответствующего постановления суда, а также определяются случаи, когда пассажиру, внесённому в реестр, не может быть отказано в заключении договора воздушной перевозки.
Совершенствование правового регулирования участия граждан в охране общественного порядка
Федеральный закон от 31.12.2017 № 497-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об участии граждан в охране общественного порядка» в части совершенствования правового регулирования правоотношений в сфере охраны общественного порядка
Федеральный закон направлен на совершенствование законодательства Российской Федерации, регулирующего вопросы участия граждан Российской Федерации в охране общественного порядка.
Федеральным законом уточняются ограничения, предусмотренные для граждан, желающих стать внештатными сотрудниками полиции, учредителями народных дружин или народными дружинниками, а также устанавливаются особенности создания и деятельности народных дружин в городе федерального значения Севастополе.
Кроме того, Федеральным законом уточняются права органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в части, касающейся осуществления личного страхования народных дружинников на период их участия во всех мероприятиях по охране общественного порядка.
На операторов связи возложен ряд дополнительных обязательств
Федеральный закон от 05.12.2017 г. № 386-ФЗ «О внесении изменений в статью 46 Федерального закона «О связи» и статью 1 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О связи»
Федеральный закон предусматривает возложение дополнительных обязанностей на операторов связи.
В соответствии с Федеральным законом оператор подвижной радиотелефонной связи, обеспечивающий передачу короткого текстового сообщения абонента, обязан передавать в неизменном виде абонентский номер, выделенный данному абоненту. Аналогичное требование предъявляется к оператору связи, с сети связи которого инициируется телефонный вызов, оператору связи, участвующему в установлении телефонного соединения, и оператору связи, с сети передачи данных которого инициируется соединение для целей передачи голосовой информации.
Федеральным законом устанавливается, что в целях предотвращения и пресечения преступлений с использованием сетей и средств связи оператор связи при поступлении соответствующего запроса от органа, осуществляющего оперативно-разыскную деятельность, или предписания федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, обязан прекратить оказание услуг связи в случае неподтверждения в течение пятнадцати суток соответствия персональных данных фактических пользователей сведениям, заявленным в абонентских договорах.
Конституционный Суд РФ потребовал предусмотреть восстановление срока для уплаты водителем штрафа со скидкой.
Конституционный Суд РФ проверил положение КоАП РФ, которое позволяет нарушителям правил дорожного движения уплачивать административный штраф с 50-процентной скидкой. Она действует, если штраф погашен не позднее 20 дней с даты вынесения постановления о его наложении.
В итоге норма признана неконституционной в той мере, в какой ею исключается возможность восстановить 20-дневный срок для уплаты штрафа за правонарушение, зафиксированное в автоматическом режиме камерой.
Речь идет о случаях, когда копия постановления о назначении штрафа, направленная заказным почтовым отправлением, поступила адресату после истечения 20 дней со дня вынесения.
Федеральному законодателю надлежит внести необходимые поправки.
Пока это не сделано, правоприменители, в т. ч. суды, в подобных случаях не вправе уклоняться от рассмотрения вопроса о возможности восстановления указанного срока.
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УСЛУГИ
В МФЦ начнут предоставлять государственные и муниципальные услуги по единому запросу
Федеральный закон от 29.12.2017 № 479-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» в части закрепления возможности предоставления в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг нескольких государственных (муниципальных) услуг посредством подачи заявителем единого заявления» направлен на обеспечение возможности предоставления заявителю двух и более государственных и (или) муниципальных услуг в многофункциональных центрах при его однократном обращении с комплексным запросом о предоставлении нескольких услуг, а также на совершенствование порядка досудебного (внесудебного) обжалования им решений и действий (бездействия) многофункционального центра и формирование исчерпывающих перечней оснований для приостановления предоставления государственной или муниципальной услуги или отказа в ее предоставлении.
Предусматривается, что МФЦ при однократном обращении заявителя с запросом о предоставлении нескольких государственных и (или) муниципальных услуг организует предоставление заявителю двух и более услуг на основании комплексного запроса. В этом случае МФЦ для обеспечения получения заявителем государственных и (или) муниципальных услуг, указанных в комплексном запросе, действует в интересах заявителя без доверенности и направляет в органы, предоставляющие государственные услуги, органы, предоставляющие муниципальные услуги, заявления, подписанные уполномоченным работником МФЦ и скрепленные печатью МФЦ, а также сведения, документы и (или) информацию, необходимые для предоставления указанных в комплексном запросе государственных и (или) муниципальных услуг, с приложением заверенной МФЦ копии комплексного запроса.
обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг, указанных в комплексном запросе.
Заявитель, обращающийся с комплексным запросом, одновременно с таким запросом подает в МФЦ сведения, документы и информацию, необходимую для предоставления соответствующих государственных и (или) муниципальных услуг.
Федеральным законом конкретизируется, при каких нарушениях порядка предоставления государственных и (или) муниципальных услуг и в каком случае возможно досудебное (внесудебное) обжалование заявителем решений и действий (бездействия) многофункционального центра или его работника. Согласно Федеральному закону такое обжалование допускается в случае, если на многофункциональный центр, решения и действия (бездействие) которого обжалуются, возложена функция по предоставлению соответствующих государственных или муниципальных услуг в полном объеме, включая принятие решения о предоставлении государственной или муниципальной услуги или об отказе в ее предоставлении, составление и подписание соответствующих документов по результатам предоставления такой услуги либо совершение надписей или иных юридически значимых действий, являющихся результатом предоставления государственной или муниципальной услуги.
Федеральный закон вступает в силу по истечении 90 дней после дня его официального опубликования.
СТРАХОВАНИЕ
Максимальный размер страховой выплаты, которая производится по договору ОСАГО при оформлении ДТП без участия сотрудников полиции, повышен с 50 тыс. до 100 тыс. рублей
Устанавливается, что при наличии разногласий относительно обстоятельств ДТП суть разногласий должна быть отражена в заполняемом участниками ДТП бланке извещения о ДТП.
Федеральным законом также уточняется порядок оформления документов о ДТП без участия уполномоченных сотрудников полиции при наличии разногласий участников ДТП относительно обстоятельств причинения вреда для получения страховой выплаты в пределах 100 тыс. рублей либо в пределах всей страховой суммы в случае (в г. Москве, г. Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях).
Федеральный закон вступает в силу с 1 июня 2018 года, за исключением отдельных положений, вступающих в силу в иные сроки.
Утвержден новый обзор судебной практики по делам, связанным с добровольным страхованием имущества граждан
Утвержден новый обзор судебной практики по делам, связанным с добровольным страхованием имущества граждан, а предыдущий обзор, утвержденный в 2013 г., утрачивает силу.
В частности, подчеркивается, что страховая стоимость имущества, указанная в договоре, не может быть впоследствии оспорена. Исключение - случай, когда страховщик, не воспользовавшийся до заключения договора своим правом оценить страховой риск, был умышленно введен в заблуждение относительно нее.
Договором может быть предусмотрено, что страховщик не возмещает утрату товарной стоимости застрахованного автомобиля.
Если у суда возникли сомнения по толкованию условий договора и установить действительную общую волю сторон невозможно, то нужно исходить из наиболее благоприятной для потребителя трактовки.
Даже если заявление о выплате страховки подано уже после прекращения договора страхования, но имущество пострадало в период его действия, страхователь вправе получить соответствующее возмещение.
Освещены и многие другие вопросы, в т. ч. касающиеся применения Закона о защите прав потребителей.
ТРУД
С 1 января 2019 года органы службы занятости будут осуществлять организацию сопровождения при содействии занятости инвалидов
Под сопровождением при содействии занятости инвалида понимаются оказание индивидуальной помощи незанятому инвалиду при его трудоустройстве, создание условий для осуществления им трудовой деятельности и ускорения его профессиональной адаптации на рабочем месте, а также формирование пути его передвижения до места работы и обратно и по территории работодателя. Мероприятия по организации сопровождения при содействии занятости инвалидов включаются в региональные программы содействия занятости населения.
Федеральным законом также:
к функциям уполномоченного Правительством РФ федерального органа исполнительной власти отнесено установление показателей для оценки эффективности деятельности органов службы занятости по содействию занятости инвалидов;
к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в области содействия занятости населения отнесена в том числе организация сопровождения при содействии занятости инвалидов;
определено, что органы местного самоуправления вправе участвовать в организации и финансировании сопровождения при содействии занятости инвалидов;
предусмотрено, что информация о незанятых инвалидах, испытывающих трудности в поиске работы, об оказанных государственных услугах по содействию их занятости в соответствии с рекомендациями, содержащимися в индивидуальных программах реабилитации или абилитации инвалидов, вносится в Регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц в соответствии с порядком его ведения и перечнем содержащихся в нем сведений, утверждаемыми уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти;
определены особенности организации содействия занятости инвалидов (при осуществлении содействия занятости инвалидов органами службы занятости совместно с работодателями обеспечиваются индивидуальный подход, мониторинг трудоустройства и закрепляемости инвалидов на рабочих местах, оборудованных для работы инвалидов).
Нарушение порядка оформления трудовых отношений между работником и работодателем будет являться основанием для проведения в отношении работодателя внеплановой проверки
Установлено, что основанием для проведения внеплановой проверки будет являться, в числе прочего, поступление в федеральную инспекцию труда обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из средств массовой информации о фактах уклонения от оформления трудового договора, ненадлежащего оформления трудового договора или заключения гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем.
Подписан закон о повышении минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума
Федеральный закон от 28.12.2017 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума трудоспособного населения»
Федеральным законом в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» вносятся изменения, устанавливающие с 1 января 2018 года минимальный размер оплаты труда в сумме 9489 рублей в месяц (в настоящее время – 7800 рублей в месяц).
Одновременно с этим вводится правило, согласно которому ежегодно, начиная с 1 января 2019 года, минимальный размер оплаты труда устанавливается федеральным законом в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за второй квартал предыдущего года. При этом в случае, если величина прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за этот период окажется ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за второй квартал года, предшествующего предыдущему году, минимальный размер оплаты труда устанавливается в размере, установленном с 1 января предыдущего года.
Наряду с этим в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации и Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации Федеральным законом вносятся изменения, предусматривающие выплату некоторых видов компенсаций в порядке и размерах, устанавливаемых Правительством Российской Федерации (в настоящее время – исходя из минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом).
Изменения также вносятся в Федеральный закон «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», в соответствии с которыми величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации будет устанавливаться в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Кроме того, Федеральным законом уточняется срок действия Федерального закона «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации», которым утверждены параметры потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации, – до 31 декабря 2020 года.