Другие порталы
ruza_region_ruza@mosreg.ru 143100, Московская область, г.Руза, ул.Солнцева, 11

Обзор изменений законодательства и судебной практики за декабрь 2017 года. Социальное обеспечение.

Дата публикации: 15.01.2018 в 15:06
Просмотров: 1142
Обзор изменений законодательства и судебной практики за декабрь 2017 года. Социальное обеспечение.

Продлен срок подачи заявления на ежемесячную денежную выплату Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и полным кавалерами ордена Славы

Федеральный закон от 29.12.2017 № 449-ФЗ «О внесении изменений в статьи 9 и 9.1 Закона Российской Федерации «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы»

Герои и полные кавалеры ордена Славы при условии отказа от предусмотренных законом льгот (медицинское обслуживание, бесплатный проезд, освобождение от оплаты ЖКХ и др.) имеют право на установление ежемесячной денежной выплаты.

Принятый Закон устанавливает срок подачи заявления об установлении ежемесячной денежной выплаты - до 31 декабря текущего года включительно (ранее - до 1 октября текущего года).

Члены семьи умершего (погибшего) Героя или полного кавалера ордена Славы, которому была установлена ЕДВ, имеют право на ее установление в текущем году со дня его смерти (гибели), а при первичном обращении - с 1 числа месяца, следующего за месяцем, в котором член семьи обратился с заявлением об установлении ЕДВ.

 

Уточнен порядок выделения  на стоянках мест для бесплатной парковки транспортных средств инвалидов и транспортных средств, перевозящих инвалидов

Федеральным  законом  от 29.12.2017 № 477-ФЗ «О внесении изменения в статью 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» уточняется порядок выделения на стоянках транспортных средств мест для бесплатной парковки транспортных средств инвалидов  и транспортных средств, перевозящих инвалидов.

В соответствии с Федеральным законом на каждой стоянке (остановке) автотранспортных средств, в том числе около объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилых, общественных и производственных зданий, строений и сооружений, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), мест отдыха, выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для бесплатной парковки транспортных средств, управляемых инвалидами I, II групп, а также инвалидами III группы в порядке, установленном Правительством РФ, и транспортных средств, перевозящих таких инвалидов и (или) детей-инвалидов. На указанных транспортных средствах должен быть установлен опознавательный знак «Инвалид». Указанные места для парковки, как и прежде, не должны занимать иные транспортные средства.

 

Внесены изменения в закон об обеспечении лекарственными препаратами льготных категорий граждан

Федеральный закон от 20 декабря 2017 г. № 407-ФЗ «О внесении изменения в статью 4.1 Федерального закона «О государственной социальной помощи»

Федеральным законом с 1 января 2018 года изменяется порядок установления норматива финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

 

С 01.01.2018 предусмотрено создание Единой госинформсистемы социального обеспечения (ЕГИССО)

Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. № 388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости» С 01.01.2018 предусмотрено создание Единой госинформсистемы социального обеспечения (ЕГИССО). Она будет содержать сведения о мерах соцзащиты (поддержки), социальных услугах в рамках социального обслуживания и госсоцпомощи, иных социальных гарантиях и выплатах, предоставляемых населению за счет средств бюджетов. Ведение ЕГИССО возложено на ПФР.

 

Правительство РФ определило порядок установления величины прожиточного минимума на душу населения в целом по России.

Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2017 г. № 1702 «О порядке установления величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации»

Так, величину прожиточного минимума ежеквартально устанавливает Минтруд России.

Росстат представляет в Минтруд России данные об уровне потребительских цен на продукты питания и индексах потребительских цен (тарифов) на продукты питания, непродовольственные товары и услуги для исчисления величины прожиточного минимума.

Напоминаем, что ранее величину прожиточного минимума в целом по стране определяло Правительство РФ.

Постановление вступило в силу с 1 января 2018 г.

 

Скорректированы требования к региональным программам сопровождения инвалидов молодого возраста при трудоустройстве

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 26 декабря 2017 г.
№ 877 «О внесении изменений в Типовую программу по сопровождению инвалидов молодого возраста при трудоустройстве в рамках мероприятий по содействию занятости населения, утвержденную приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 23 августа 2017 г. № 625»

В частности, теперь в программу должна включаться в т. ч. информация о механизме взаимодействия региональных органов, вузов и ссузов, службы занятости, социально ориентированных некоммерческих организаций при реализации мероприятий по сопровождению молодых инвалидов при трудоустройстве.

Дополнен перечень указанных мероприятий. Так, предусмотрено проведение конкурса профессионального мастерства «Абилимпикс» в субъекте Федерации, а также участие региона в аналогичном национальном конкурсе.

Пересмотрены показатели эффективности и результативности региональной программы.

УГОЛОВНОЕ ПРАВО

Ужесточена уголовная ответственность за «телефонный терроризм»

Федеральный закон от 31.12.2017 № 501-ФЗ «О внесении изменений в статьи 205 и 207 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»

Согласно настоящему Федеральному закону заведомо ложное сообщение о готовящихся взрыве, поджоге или иных действиях, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, совершенное из хулиганских побуждений повлечет за собой штраф в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до восемнадцати месяцев, либо ограничение свободы на срок до трех лет, либо принудительные работы на срок от двух до трех лет.

Указанное деяние, совершенное в отношении объектов социальной инфраструктуры, к которым отнесены организации систем здравоохранения, образования, дошкольного воспитания, предприятия и организации, связанные с отдыхом и досугом, сферы услуг, спортивно-оздоровительные учреждения, пассажирского транспорта, система учреждений, оказывающих услуги правового и финансово-кредитного характера, а также иные объекты социальной инфраструктуры, либо повлекшее причинение крупного ущерба, сумма которого превышает один миллион рублей,  наказывается штрафом в размере от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок от трех до пяти лет.

Установлено, что срок лишения свободы за заведомо ложное сообщение о готовящихся взрыве, поджоге или иных действиях, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий в целях дестабилизации деятельности органов власти составит от шести до восьми лет, а в случае наступления в результате таких деяний смерти человека или иных тяжких последствий - от восьми до десяти лет.

 

Суд получил право предоставлять отсрочку отбывания наказания осуждённым, больным наркоманией

Федеральный закон от 20 декабря 2017 г. № 409-ФЗ «О внесении изменения в статью 178.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации»  

Положения УИК РФ об отсрочке отбывания наказания осужденным, признанным больными наркоманией, приведены в соответствие с УК РФ.

Федеральным законом устанавливается, что суд может предоставить отсрочку отбывания наказания до окончания курса лечения от наркомании и медико-социальной реабилитации (не более чем на пять лет) осуждённому, которому впервые назначено наказание в виде лишения свободы за совершение преступления, предусмотренного частью первой статьи 228, частью первой статьи 231 и статьей 233 Уголовного кодекса Российской Федерации (связанного с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов), признанному больным наркоманией и изъявившему перед судом желание добровольно пройти курс лечения от наркомании, а также медико-социальную реабилитацию.

 

Усилена уголовная ответственность за жестокое обращение с животными

Федеральным законом от 20 декабря 2017 г. № 412-ФЗ «О внесении изменений в статьи 245 и 258.1 Уголовного кодекса Российской Федерации и статьи 150 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» внесены  изменения в статью 245 «Жестокое обращение с животными» Уголовного кодекса РФ.

Так, за жестокое обращение с животным в целях причинения ему боли и (или) страданий, а равно из хулиганских или корыстных побуждений, повлекшее его гибель или увечье, введено максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до 3 лет.

Если это деяние совершено группой лиц, в том числе по предварительному сговору, или организованной группой, в присутствии малолетнего, с применением садистских методов, с публичной демонстрацией (в том числе через СМИ и Интернет), в отношении нескольких животных, то грозит штраф в размере от 100 тыс. до 300 тыс. руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от 1 года до 2 лет. Вместо этого могут назначить исправительные работы на срок до 2 лет, либо принудительные работы на срок до 5 лет, либо лишение свободы на срок от 3 до 5 лет.

За незаконные действия в отношении особо ценных диких животных и водных биоресурсов, занесенных в Красную книгу России и (или) охраняемых международными договорами, если деяния совершены с публичной демонстрацией (в том числе в СМИ и Интернете), теперь будут наказывать так же, как за данные действия, совершенные должностным лицом с использованием своего служебного положения.

 

Предметом проверки Конституционного суда РФ стали нормы Закона о гостайне, регламентирующие порядок доступа к ней

Постановление Конституционного Суда РФ от 23 ноября 2017 г. № 32-П «По делу о проверке конституционности статей 21 и 21.1 Закона Российской Федерации «О государственной тайне» в связи с жалобой гражданина Е.Ю. Горовенко»

Предметом проверки стали нормы Закона о гостайне, регламентирующие порядок доступа к ней.

Так, без проведения проверочных мероприятий доступ к ней имеют в т. ч. адвокаты, участвующие в качестве защитников в уголовном судопроизводстве.

Внимание КС РФ привлек вопрос о том, как применять эти положения в случае, когда лицо защищает свои права и свободы без участия адвоката.

Поводом для этого послужил отказ лицу, права которого непосредственно затрагиваются постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела, в ознакомлении с таким постановлением и результатами ОРД, послужившими основанием для его вынесения.

Отказ был мотивирован отсутствием у лица допуска к гостайне, которую содержали эти материалы.

Причем в случае возбуждения уголовного дела такое лицо было бы признано потерпевшим или при завершении возбужденного дела обвинительным приговором возникли бы основания для пересмотра ранее вынесенного в отношении него решения суда по вновь открывшимся обстоятельствам.

КС РФ счел положения конституционными и разъяснил, что в описанной ситуации они должны толковаться следующим образом.

Использование для решения вопроса о возбуждении дела относящихся к гостайне результатов ОРД не может препятствовать ознакомлению упомянутого лица с постановлением об отказе в возбуждении дела и дающими основание для его вынесения материалами, которые содержат сведения об обстоятельствах, свидетельствующих об отсутствии или наличии данных, указывающих на признаки преступления.

Сохранность гостайны в таком случае может быть обеспечена через механизмы, предусмотренные законом.

Имеются в виду в т. ч. предупреждения о неразглашении гостайны, о привлечении к ответственности при разглашении, а также хранение копий и выписок из документов вместе с материалами проверки сообщения о преступлении.

При этом уполномоченные должностные лица обязаны предпринимать меры с тем, чтобы в материалах такой проверки содержались лишь те сведения, которые необходимы для принятия соответствующего процессуального решения, и тем самым исключать возникновение коллизии между требованиями защиты гостайны и гарантиями права лица на ознакомление с упомянутыми материалами.

 

Пленум Верховного Суда РФ дал разъяснения по рассмотрению уголовных дел в первой инстанции в общем порядке судопроизводства

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2017 г. № 51 «О практике применения законодательства при рассмотрении уголовных дел в суде первой инстанции (общий порядок судопроизводства)»

Подчеркивается, что суд обязан создать необходимые условия для осуществления сторонами их прав, в т. ч. по представлению доказательств, а также для исполнения ими своих процессуальных обязанностей.

Указано, какие действия нужно совершить в подготовительной части судебного заседания.

Обращается внимание на нюансы, относящиеся к судебному следствию (изложение обвинения, очередность представления доказательств, оглашение ранее данных показаний, рассмотрение ходатайств о признании доказательств недопустимыми и т. д.).

Освещены и такие вопросы, как возвращение дела прокурору, отказ от обвинения или его смягчение, прекращение уголовного дела, подача замечаний на протокол судебного заседания.

Прежние разъяснения по вопросам соблюдения судами процессуального законодательства при рассмотрении уголовных дел утрачивают силу.

 

Актуализированы разъяснения судебной практики для судов по делам о мошенничестве, присвоении и растрате

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 30 ноября 2017 г. № 48 «О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате»

Взамен выпущенных в 2007 г. Пленум Верховного Суда РФ дал новые разъяснения по вопросам уголовной ответственности за мошенничество, присвоение и растрату.

В частности, подробно разобраны различные виды мошенничества. А именно: повлекшее лишение гражданина жилья; сопряженное с преднамеренным неисполнением договорных обязательств в сфере предпринимательства; при получении выплат; в сфере кредитования; с использованием платежных карт; в области страхования; в сфере компьютерной информации.

Подчеркивается, что при хищении безналичных средств преступление окончено с момента изъятия средств с банковского счета или электронных денег, в результате которого владельцу причинен ущерб.

Важный момент - в каких случаях имеет место не мошенничество, а кража. Например, если лицо похитило безналичные средства, воспользовавшись конфиденциальной информацией, переданной ему самим держателем платежной карты под воздействием обмана или злоупотребления доверием.

Кражей считаются и действия того, кто тайно либо путем обмана воспользовался телефоном потерпевшего, подключенным к "мобильному банку", или авторизовался в системе интернет-платежей под известными ему чужими данными. Но только если он не оказывал незаконного воздействия на программное обеспечение серверов, компьютеров или на сами информационно-телекоммуникационные сети.

 

ПРАВОСУДИЕ

 

Реализовано право женщин на рассмотрение их уголовных дел судом субъекта РФ с участием присяжных заседателей

Федеральный закон от 29.12.2017 № 467-ФЗ «О внесении изменений в статьи 30 и 31 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и статью 1 Федерального закона «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с расширением применения института присяжных заседателей» 

Федеральным законом учтены Постановления Конституционного Суда РФ от 25.02.2016 № 6-П, от 16.03.2017 № 7-П, от 11.05.2017 № 13-П и от 06.06.2017 № 15-П.

В настоящее время исключена возможность рассмотрения судом в составе судьи Верховного суда республики, краевого, областного или другого равного им по уровню суда и коллегии из двенадцати присяжных заседателей уголовных дел по обвинению женщины, а также мужчины в возрасте старше 65 лет, в совершении преступлений, предусмотренных частью второй статьи 105 УК РФ (устанавливающей наказание, в том числе за убийство двух и более лиц), и некоторых других, притом, что уголовные дела по обвинению мужчин в возрасте от 18 до 65 лет в совершении таких преступлений при тех же условиях могут быть рассмотрены судом в данном составе.

Указанными постановлениями предписано внести соответствующие изменения в УПК РФ, обеспечивающие женщинам наравне с мужчинами, а также мужчинам старше 65 лет, уголовные дела которых при тех же условиях подлежат рассмотрению верховным судом республики, краевым, областным или другим равным им по уровню судом, реализацию права на рассмотрение их уголовных дел судом данного уровня на основе принципов юридического равенства и равноправия и без какой бы то ни было дискриминации.

Федеральным законом в отдельные нормы УПК РФ и Федерального закона от 23.06.2016 №  190-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с расширением применения института присяжных заседателей»  внесены соответствующие взаимосвязанные поправки.

Таким образом, уголовные дела о преступлениях, перечисленных в пункте 1 части 3 статьи 31 УПК РФ (в том числе убийство двух и более лиц и др.), подсудные Верховному суду республики, краевому или областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области, суду автономного округа, окружному (флотскому) военному суду, совершенных женщинами или мужчинами в возрасте старше 65 лет, будут подсудны верховному суду республики, краевому или областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области, суду автономного округа, окружному (флотскому) военному суду, в том числе в составе судьи и коллегии присяжных заседателей.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений.

 

Увеличено время ежедневных прогулок отдельным категориям осужденных

Федеральным законом от 20 декабря 2017 г. № 410-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации»  предусматривается возможность увеличения продолжительности ежедневной прогулки осуждённым, содержащимся в запираемых помещениях (помещениях камерного типа, камерах), при их хорошем поведении.

Кроме того, увеличена продолжительность обязательной ежедневной прогулки осуждённым, отбывающим наказание в тюрьмах, а также осуждённым, отбывающим пожизненное лишение свободы в обычных и облегчённых условиях.

Так, осужденным к пожизненному лишению свободы, отбывающим наказание в обычных условиях, продолжительность ежедневной прогулки увеличена с 1,5 до 2 часов, а отбывающим наказание в облегченных условиях - до 2,5 часов.

На 30 мин. возросло время прогулки осужденных, отбывающих лишение свободы в тюрьмах.

Для вышеперечисленных осужденных, а также для осужденных, отбывающих наказание в колониях общего, строгого и особого режимов в строгих условиях, осужденных, переведенных в камеры в порядке взыскания, предусмотрена возможность увеличения времени прогулки в качестве меры поощрения за хорошее поведение.

 

ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО, ПРИРОДООХРАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ

 

Принят Федеральный закон, направленный на оптимизацию механизма управления участками из земель сельскохозяйственного назначения, находящимися в общей долевой собственности

Федеральный закон от 29.12.2017  № 447-ФЗ «О внесении изменений в статьи 1 и 14.1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» 

Федеральным законом, в частности:

- установлены сроки уведомления органом местного самоуправления участников общей долевой собственности о проведении общего собрания;

- установлены ограничения по включению ряда вопросов в повестку дня общего собрания;

- введен запрет на принятие общим собранием решений по вопросам, не включенным в повестку дня общего собрания;

- с 20% до 50% от общего числа участников долевой собственности увеличен кворум общего собрания;

- определены правила проведения повторного общего собрания участников общей долевой собственности при признании первоначального общего собрания несостоявшимся;

- на орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, возложены обязанности по размещению протокола общего собрания в сети "Интернет".

Федеральный закон вступает в силу по истечении 90 дней после дня его официального опубликования, за исключением положений, вступающих в силу в иные сроки.

 

С 1 января 2018 года вступают в силу изменения, согласно которым объекты I категории, стационарные источники, перечень которых устанавливается Правительством РФ, должны быть оснащены автоматическими средствами измерения и учета объема или массы выбросов, сбросов и концентрации загрязняющих веществ.

Федеральным законом от 21.07.2014 № 219-ФЗ (ред. от 29.12.2014) «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»  внесены изменения законодательство  и установлено  4 категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду:

- объекты I категории — оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду;

- объекты II, III и IV категории — оказывающие соответственно умеренное, незначительное и минимальное негативное воздействие на окружающую среду.

 С 1 января 2018 года вступают в силу изменения, согласно которым объекты I категории, стационарные источники, перечень которых устанавливается Правительством РФ, должны быть оснащены автоматическими средствами измерения и учета объема или массы выбросов, сбросов и концентрации загрязняющих веществ. Кроме того, для них требуются технические средства фиксации и передачи информации об объеме и (или) о массе в фонд данных экологического госмониторинга (госмониторинга окружающей среды).

Постановлением Правительства РФ № 1029, к источникам I категории отнесены следующие объекты:

- коксохимические предприятия;

- предприятия нефтегазовой отрасли (добыча нефти и газа, производство нефтепродуктов, переработка газа);

- обогатительные предприятия;

- предприятия теплоэнергетического комплекса;

- предприятия цветной и черной металлургии;

- предприятия цементной промышленности;

- предприятия стекольной промышленности;

- химической промышленности;

- мусоросжигательные заводы;

-  объекты очистки сточных вод;

- определенные категории объектов текстильной промышленности;

- определенные категории объектов пищевой промышленности.

 

Уточнены полномочия органов государственной власти в области обращения с отходами производства и потребления

Федеральный закон от 31.12.2017 №  503-ФЗ  «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Федеральным законом, в частности:

- уточняются понятия сбора отходов, накопления отходов, отходов от использования товаров;

- РФ наделяется рядом новых полномочий в сфере обращения с отходами (установление порядка разработки, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем обращения с отходами и утверждение правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правил ведения их реестра);

- органы местного самоуправления наделяются полномочиями по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, схем их размещения и ведения их реестра, организации экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами;

- уточняются требования к содержанию территориальной схемы обращения с отходами;

- устанавливаются требования к местам (площадкам) накопления отходов;

- уточняется порядок расчета и уплаты экологического сбора, а также расходования средств федерального бюджета от экологического сбора;

- уточняются полномочия региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами;

- уточняются правила установления тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходам и установления льгот при их уплате.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, вступающих в силу в иные сроки.

 

Внесены изменения в закон об экологической экспертизе, закон об охране окружающей среды и отдельные законодательные акты

Федеральным законом от 28.12.2017 № 422-ФЗ «О внесении изменений в статью 14 Федерального закона «Об экологической экспертизе» и статью 12 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» уточняются порядок проведения государственной экологической экспертизы и перечень материалов, необходимых для её проведения.

В частности, в целях приведения Федерального закона «Об экологической экспертизе» в соответствие с Градостроительным кодексом Российской Федерации из указанного перечня исключается проектная документация объектов, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий.

Федеральным законом также переносится с 1 января 2018 года на 1 января 2019 года срок вступления в силу норм, обязывающих предприятия оснастить стационарные источники на объектах I категории автоматическими средствами измерения и учёта объёма или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ и концентрации загрязняющих веществ, а также техническими средствами фиксации и передачи соответствующей информации в государственный фонд данных государственного экологического мониторинга.

Аналогичным образом продлевается и срок вступления в силу норм, включающих в число объектов государственной экологической экспертизы федерального уровня проектную документацию объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории, и материалы обоснования комплексного экологического разрешения, разрабатываемые в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.

 

Пленум Верховного Суда РФ дал разъяснения по вопросам возмещения вреда, причиненного окружающей среде.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 30 ноября 2017 г. № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде»

В частности, обращается внимание, что такой вред подлежит возмещению независимо от возмещения вреда здоровью граждан или имуществу физических и юридических лиц, вызванного негативным воздействием окружающей среды в результате хозяйственной и (или) иной деятельности.

По общему правилу причинитель вреда обязан его возместить при наличии вины. Закон может предусматривать возмещение вреда и при ее отсутствии (владелец источника повышенной опасности).

Указано, когда ответственность исключается, в каких случаях она является солидарной и долевой.

Вред возмещается в денежной форме и (или) в натуре.

Кроме того, суд может обязать ответчика ограничить, приостановить или прекратить деятельность, осуществляемую с нарушением природоохранных требований. При этом важно соблюдать баланс между потребностями общества в сохранении благоприятной окружающей среды и обеспечении экологической безопасности с одной стороны, и решением социально-экономических задач с другой.

Прежние разъяснения Пленума Верховного Суда РФ по указанным вопросам утрачивают силу.

 

Постановление Верховного Суда РФ от 7 ноября 2017 г. № 31-АД17-12 Суд отменил принятые ранее судебные акты и прекратил производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения

Администрация муниципального района была оштрафована за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами (ст. 8.2 КоАП РФ). Ей вменялось непринятие мер по ликвидации очагов возгорания (тления) отходов на свалке, отсутствие контроля за организацией деятельности по их обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению.

Но Верховный Суд РФ решил, что в ее действиях отсутствует состав этого правонарушения.

Органы местного самоуправления, с одной стороны, могут выступать как юрлица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами. С другой стороны, они организуют эту деятельность.

При этом полномочия администрации по организации сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов являются властно-распорядительной функцией данного органа. Их неисполнение не охватывается диспозицией рассматриваемой статьи КоАП РФ.

Следовательно, администрация не является субъектом вменяемого правонарушения.

При этом полномочия администрации по организации сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов являются властно-распорядительной функцией данного органа. Их неисполнение не охватывается диспозицией рассматриваемой статьи КоАП РФ.

Следовательно, администрация не является субъектом вменяемого правонарушения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поделиться в соцсетях:

Комментарии

Другие новости:

Все новости