Документ сопровождает человека от рождения до смерти, и в нем фиксируются важнейшие события всей его жизни: рождение, окончание школы, получение паспорта, образования, вступление в брак и т.д.
Архив Рузского района образован 29 марта 1935 года на основании Постановления Президиума Московского Областного Исполнительного Комитета Советов РК и КД №519 «Об организации районных архивов в Московской области».
В архив ежегодно принимается на хранение управленческая документация, документы по личному составу, документы ликвидированных предприятий, создаются фонды личного происхождения
Рузский муниципальный архив осуществляет свою деятельность в статусе муниципального казенного учреждения «Архив» Рузского городского округа Московской области с января 2019 года.
По состоянию на 01.01.2020 архив насчитывает 461 фонд, из них 196 фондов – документы по личному составу, 256 фондов – документы постоянного хранения, 9 фондов - документы личного происхождения.
Всего в архиве - 62 452 единицы хранения, из них по личному составу – 19 259.
Документов, отнесенных к муниципальной собственности, – 17 990 единиц хранения, что составляет 28% от общего числа документов и 72% - документы федеральной, областной собственности.
В муниципальном архиве находятся документы ЗАГСА до 1935 года.
Рузский муниципальный архив оснащен современным оборудованием.
Рабочие кабинеты имеют новую оргтехнику (сканеры, копировальные аппараты, визуализатор), кондиционеры, металлические шкафы, сейфы. В архивохранилищах установлены системы модульного порошкового пожаротушения, охранная сигнализация, а также огнетушители, увлажнители воздуха.
Сегодня качественно изменилась сама работа архивиста. Важнейшими направлениями стали информатизация, новые технологии – МСЭД (межведомственная система электронного документа), модуль оказания муниципальных услуг, программы ГАСУ. Прием запросов осуществляется через Региональный портал государственных и муниципальных услуг – РПГУ и Многофункциональный центр Рузского городского округа «Мои документы».
В 2019 году предоставлено более 5000 муниципальных услуг по запросам граждан и организаций – это запросы пенсионного, имущественного характера, о подтверждении родственных отношений, факта проживания в 90-е годы в связи с получением гражданства РФ жителями стран СНГ, оформление наследства. Участились запросы от граждан из судебных органов об учредительных документах СНТ, гаражно-строительных кооперативов, о подтверждении места их расположения, об объектах недвижимости – разрешения на строительство, ввод в эксплуатацию, приватизация, договора социального найма, выделения квартир, постановка на учет для получения жилья и т.п.)
Благодаря слаженной работе сотрудников архива, которая базируется на знаниях как архивных фондов, так и российского законодательства (имущественного, земельного, трудового, пенсионного) архив выполняет свою социальную миссию, обеспечивая потребности государства и граждан в информации. Зона ответственности архивистов очень важна.
По итогам областного конкурса на лучший муниципальный архив Московской области в номинации «Использование архивных документов» Рузский муниципальный архив 5 лет занимает 1-е место среди 65 муниципальных архивов.
За вклад в развитие, распространение, внедрение передового опыта и лучшей практики в архивной деятельности по использованию архивных документов коллектив архива награжден Благодарностью губернатора Московской области А.Ю. Воробьева и Почетной грамотой Главного архивного управления Московской области.
Стремительно развиваются высокие технологии, но значимость архивных документов не оспорима. И главный девиз деятельности нашего архива – «Сохраним прошлое в интересах настоящего и будущего».
Ираклий Андронников дал, наверное, самое точное определение нашей работы «Архивист – это не профессия, это призвание».