В судьбе этого небольшого подмосковного аэродрома важнейшую роль сыграла Великая Отечественная война. Поэтому самыми интересными периодами в его истории являются предвоенный и военный.
С 1939 года здесь базировалась авиация противовоздушной обороны Москвы, представленная самолетами «Чайка», И-153, И-15, И-16. В начале 1941 года, когда немецко-фашистские захватчики обосновались на аэродроме, здесь базировалась штурмовая авиация люфтваффе.
Исполняющий обязанности президента клуба «Джонатан Ливингстон» Александр Анатольевич Филипченко рассказывает, что один из немецких асов в своих мемуарах вспоминал это место.
«Отсюда они летали бомбить Москву. Ну а потом советские войска их прогнали», − добавляет он.
После окончания Великой Отечественной войны здесь еще какое-то время оставалась база противовоздушной обороны столицы, а потом полеты постепенно прекратились. Полосу на аэродроме возродили только в 2000-х годах.
«На это время пришлось развитие авиации общего назначения – самолетов, которые слегка тяжелее воздуха», – поясняет Филипченко.
Сейчас Филипченко служит в аэроклубе кем-то вроде кризисного управляющего. Два года назад он пришел сюда на должность шеф-пилота. Как говорит сам летчик, его основная задача на данном этапе – вывести аэроклуб на достойный уровень. И пока этот уровень не достигнут, в должность президента он вступать не планирует. Александр Анатольевич считает, что для клуба будет лучше, если частично перевести его на самоуправление.
Опытный летчик неохотно говорит о проблемах авиации. Однако о правовых недостатках федеральных авиационных правил Александр Анатольевич тоже рассуждает как профессионал – он выпускник юрфака МГУ.
Свой путь в небо он начал в средней школе Звездного городка. Правда, по его словам, его там «выдержали» только до восьмого класса. После чего Филипченко с успехом окончил Московское суворовское военное училище. Затем он поучился в одном летном училище – не понравилось, перевелся в другое – Чугуевское, в Харькове. У него случилась травма позвоночника, из-за которой Александру Анатольевичу пришлось на некоторое время оставить авиацию и поработать инспектором уголовного розыска.
«Потом поступил в МГУ. И на третьем году обучения я восстановился в авиации на центральном аэроклубе имени Чкалова, в Тушино», − продолжает летчик.
Из-за перенесенной травмы его допустили только к управлению вертолетами, и Филипченко дослужился до командира звена. После окончания университета Александр Анатольевич вернулся на второй курс в Актюбинское высшее летное училище гражданской авиации, которое тоже окончил.
Свой первый самостоятельный полет он совершил в 1975 году. Сейчас общий стаж в авиации у Филипченко превышает 44 года.
Будучи всепогодным летчиком, который освоил более 130 видов самолетов, Александр Анатольевич признает, что каждый полет по-прежнему особенный. Любой самолет имеет свои ограничения по скорости и требует отдельного изучения, отмечает он.
При этом не помогут ни прежние заслуги, ни звания. Самолет признает лишь законы аэродинамики и требовательное отношение к себе.
«Выпендрежника он очень быстро наказывает. Повезет – научишься на всю жизнь, не повезет – больше на этом свете к самолету уже не подойдешь», – предостерегает пилот.
В целом посетителей «Джонатана Ливингстона» можно разделить на две категории: постоянных членов клуба и тех, кто захотел необычных развлечений. Еще здесь много людей, которые решили исполнить детскую мечту стать летчиком.
Учиться в клуб приходят самые разные люди, и особых ограничений здесь нет. Как говорит Филипченко, научится или не научится человек управлять самолетом, зависит только от него самого и от инструктора.
«Есть инструкторы, которые и медведя научат летать. А у других и талантливый ученик не может вылететь самостоятельно. Самое страшное – перевозить человека до тех пор, когда он уже сам начнет терять в себе уверенность. Задача инструктора − определить и предотвратить этот момент», − разъясняет Филипченко.
Люди осваивают здесь нетрадиционные, новые типы самолетов. Начиная с 1998 года в аэроклубе прошли обучение и получили удостоверение частного пилота около 40 человек.
Сейчас здесь 19 членов. Они самостоятельно летают, платят постоянные взносы и участвуют в жизни клуба. Кроме того, сюда часто приезжают профессионалы в разных областях техники, и кто-то из них иногда высказывает идеи о том, как можно улучшить работу аэродрома.
Начиная произносить слово «последний», Филипченко каждый раз исправляет его на «крайний»: пилоты – народ суеверный. Еще одно табу перед полетом – фотографироваться.
«Это с Отечественной войны пошло. Обратили внимание: если перед полетом летчик сфотографировался, то либо сбит, либо убит. Причем такое во всех странах мира. Не любят это пилоты», – говорит Филипченко.
Еще, как выяснилось, пилоты не любят число 13. По словам Александра Анатольевича, ни в одной стране мира не существует самолета, где на борту есть конфигурация из этих цифр, и тут же рассказывает об одном таком.
Когда-то чехи подарили летному училищу реактивный учебно-тренировочный самолет Л-29 с бортовым знаком «13». Казалось, что этот самолет специально создавал проблемы: например, аварийный выпуск или неуборку шасси. Он стал настоящим проклятьем для всего училища. Командир учебного полка уже не знал, что делать с этим самолетом, вспоминает Филипченко.
«Только после того, как на его борту техники нарисовали новый номер, самолет чудить перестал и стал лапой», − рассказывает летчик.«Лапа», «малышня», «ластонька» − своих подопечных пилот называет только так. Это тоже своего рода примета.
На вопрос, что нужно сделать, чтобы полет прошел удачно, Филипченко отвечает не раздумывая: «Не читать инструкцию».
И рассказывает, что во время учебы у его самолета произошел аварийный выпуск закрылков. Проштудировал инструкцию – все сделал верно и должен был взлететь, но почему-то этого не произошло. Второй случай – с шасси. В третий раз двигатель отказал прямо в воздухе.
«Тогда мой инструктор забрал у меня инструкцию, приказал вырыть яму два на два метра и бросить ее туда, прибавив: «Больше ты инструкцию перед полетами не читаешь, нам трупов не надо». Вот, до сих пор живой», – резюмирует Филипченко.
Название с очевидной литературной аллюзией для аэроклуба выбрали неслучайно и явно не прогадали: некоторые посетители отмечают это место среди прочих аэроклубов Подмосковья именно по «вывеске».
«Ведь что такое «Джонатан Ливингстон»? У Ричарда Баха – это чайка, которая, научившись летать сама, научила других», − заключает летчик.
Фото: РИАМО, Николай Корешков