Другие порталы
ruza_region_ruza@mosreg.ru 143100, Московская область, г.Руза, ул.Солнцева, 11

Женские радости и печали

Дата публикации: 20.07.2018 в 09:49
Просмотров: 876
Женские радости и печали

Лидии Степановне Германовой, жительнице деревни Марс, исполнилось 96 лет. Она много повидала на своем веку, многое пережила, но к столь почтенному возрасту сохранила ум и память, сама себя обслуживает, хотя и последнее время передвигается по дому с палочкой. 

Родилась она в деревне Кожино неподалеку от поселка Дорохово. В семье родителей к тому времени было уже пятеро детей. Отец Степан Юхно пас колхозный скот, мама Альбина была домохозяйкой. Она, кстати, чешка по национальности, родилась в городе Вильно. Старшая дочь Лидии Степановны Антонина Анатольевна разыскала в Чехии своих родственников, поддерживает с ними связь, ездит к ним в гости.
– Мою маму воспитывала крестная Елизавета Матвеевна Фридрих, поскольку дедушка после смерти жены привел домой новую, – вспоминает Лидия Степановна. – Сын крестной Николай в свое время выучился на врача и загорелся желанием выращивать лекарственные растения. Елизавета Матвеевна в то время работала у помещицы Якунчиковой, усадьба которой находилась между деревнями Хрущево и Морево. Женщина рассказала хозяйке о мечте своего сына, и та выделила ему участок земли. Николай Александрович Фридрих с увлечением занялся разведением  растений, попутно лечил крестьян из окрестных деревень. Помещица подружилась с ним, построила ему кирпичный дом в Хрущеве, куда он смог перевезти Елизавету Матвеевну, своих сестер и мою маму. 
Николай Александрович был хорошим врачом, лечил тяжелейшие заболевания, за которые не брались другие доктора. Был случай, когда он поставил на ноги жителя деревни Ожигово, и тот в знак благодарности подарил ему корову. Но после революции власти стали косо смотреть на него, считая богачом. Николай Александрович отдал свой большой кирпичный дом под детский оздоровительный лагерь, чтобы только его не сослали.  
Елизавета Матвеевна доживала свой век в семье моей мамы – настолько была к ней привязана. Говорила детям: «Ни к кому не пойду, только к Альбиночке». Мы считали ее нашей бабушкой. 

Когда вышел указ о выделении земельных участков многодетным семьям, семья Юхно получила надел на заливных полях между Ожиговым и Кожиным. Степан Степанович построил там дом. Через некоторое время он стал работать продавцом керосина в тучковском магазине, затем вновь вернулся в колхоз и трудился там до пенсии. 

Лида училась в Картинской школе, директором которой был бывший священник Петр Ильич Соколов. Она вспоминает, как кто-то обокрал местную церковь, и Петр Ильич водил своих учеников посмотреть, какой ущерб нанесен храму. 

После школы Лида поступила в московский техникум, чтобы получить профессию фотографа. Но вскоре техникум перевели в Ростов-на-Дону и перепрофилировали на подготовку киномехаников. Из Лидочкиной группы в этот город еще поехала только одна девочка. Остальные не захотели покидать столицу.
Окончание техникума совпало с началом Великой Отечественной войны. Враг стремительно наступал, немцы захватили соседний Батайск. Лиде посчастливилось на последнем поезде добраться до Москвы, где жила ее тетка. К родителям она попала только после освобождения района от немцев. Выяснилось, что их дом сожгли оккупанты. Маму с младшим братом приютила сердобольная женщина, у которой уцелела изба. 
Весной 1942-го Лида вместе с другими трудилась в колхозе. Женщины сами впрягались в плуг и пахали окрестные поля. А потом освободилось место почтальона, и напарница посоветовала ей устроиться на эту должность. 

Четыре года с сумкой на плече она разносила корреспонденцию в Морево, Хрущево, Молодиково, Марково, Мосеево, Ожигово. Иногда устраивала громкие читки газет местным жителям. Начальник Владимир Александрович уговаривал ее перейти на почту, где он работал вместе со своей женой Прасковьей Никифоровной, но Лида отказывалась. Они с мамой жили бедно (младшего брата Юру к тому времени забрали на фронт, где он погиб, как и старший брат), а в деревнях женщины ей то молочка с собой давали, то картошки. 
После смерти начальника почту возглавила его жена и уговорила Лиду стать заместителем. Но вскоре в Тучкове открылось отделение милиции, где зарплата была значительно больше, к тому же давали паек, и Лида устроилась туда секретарем-машинисткой. Но в свободное время вплоть до замужества помогала Прасковье Никифоровне.

В супруги она выбрала бывшего фронтовика Анатолия Германова. Он был строителем и, по словам Лидии Степановны, не любил подолгу задерживаться на одном месте, все искал где лучше. Вскоре родилась дочь Тоня. Казалось бы, живи да радуйся. Но Анатолий решил попытать счастья в Москве. Устроился в строительную организацию, перевез в общежитие жену с маленькой дочкой. В столице он тоже надолго не задержался, вернулся в Тучково и снял квартиру для семьи. А потом в Картинно открылся детский лагерь, туда стали набирать персонал. Анатолий устроился рабочим, Лидия – посудомойкой. К тому времени у них родилась вторая дочь Лариса.

Когда в Марсе освободилось место библиотекаря, Лидия Степановна перешла на эту должность, где и проработала больше полувека. Германовым выделили участок земли в деревне, в 1963 году они построили дом, где пожилая женщина живет по сей день.
В начале 90-х библиотеку закрыли. Руководство ЦБС разрешило Лидии Степановне перевезла весь фонд к себе домой, где она еще несколько лет выдавала односельчанам книги.     
Лидия Степановна коротает дни за просмотром телепередач и чтением книг и газет. Больше 60 лет она выписывает районку, в курсе всех событий в нашем округе и области. 
Мы желаем этой доброй и мудрой женщине здоровья и благополучия. 

Галина БЕЛОЗЕРОВА  

Рузское информагентство

Поделиться в соцсетях:

Комментарии

Другие новости:

Все новости